Организационно-методическое обеспечение оценки инициативных проектов негосударственных некоммерческих организаций Фондом президентских грантов в России
Аннотация
В статье исследовано организационно-методическое обеспечение конкурсов социальных проектов негосударственных некоммерческих организаций, которые организуются с 2017 г. самым масштабным грантодателем России – Фондом президентских грантов. Использованы элементы современной методологии социального проектирования, методы анализа научной литературы, статистического анализа, включенного наблюдение. Результаты исследования: определены и охарактеризованы «узкие места» методики экс-пертизы, мониторинга и оценки социальных проектов, представляемых на конкурс Фонда президентских грантов, в том числе: неучет при оценке проектных заявок аффилиации некоммерческой организации, уровня ее текущего финансирования; неточности и «слабые звенья» в понятийном аппарате социального проектирования; методологически неверное толкование категории «оценка влияния»; формальный, не соответствующий сущности мониторинга подход к его организации; отсутствие четких критериев отбора и механизма ротации экспертов фонда; непродуктивность используемого доказательного подхода к выявлению лучших социальных проектов; неравномерность организации распределения грантовых средств по регионам России. Аргументировано, что выявленные организационно-методические недостатки оказывают негативное влияние на количественные и качественные характеристики социального проектирования негосударственных некоммерческих организаций при поддержке Фонда президентских грантов, порождая проблемы технологизации грантрайтинга, формализации отчетности по полученным грантам, способствуя росту диспропорций в распреде-лении средств ФПГ между организациями и регионами, тиражированию проектов – «двойников».
© Баталова Ю. В., 2024
Organizational and methodological support for the evaluation of initiative projects of non-governmental non-profit organizations by the Presidential Grants Fund in Russia
page. 17-27
Abstract
The article examines the organizational and methodological support for contests of social projects of non-governmental non–profit organizations, which have been organized since 2017 by Russia's largest grant-giver, the Presidential Grants Foundation. The elements of modern methodology of social design, methods of analysis of scientific literature, statistical analysis, included observation are used. Research results: the "bottlenecks" of the methodology of expertise, monitoring and evaluation of social projects submitted to the Presidential Grants Fund competition are identified and charac-terized, including: failure to take into account the specifics of a non-profit organization, the level of its current financing when evaluating project applications; inaccuracies and "weak links" in the conceptual apparatus of social design; methodologically incorrect interpretation of the category "impact assessment"; a formal approach to its organization that does not correspond to the essence of monitoring; lack of clear selection criteria and a mechanism for rotating the fund's experts the unproductiveness of the evidence-based approach used to identify the best social projects; the uneven organization of the distribution of grant funds across the regions of Russia. It is argued that the identified organizational and methodological shortcomings have a negative impact on the quantitative and qualitative characteristics of social design of non-governmental non-profit organizations with the support of the Presidential Grants Fund, causing problems of technologization of grant writing, formalization of reporting on grants received, contributing to the growth of imbalances in the distribution of funds between organizations and regions, replication of «twin projects».